+375 (17)no skype addon 544 11 52

Мы работаем:

9:00 - 17:00 кроме Пн.

Заслаўе

Историко-культурный музей-заповедник "Заславль"

Дворцово-парковый комплекс Пшездзецких

Дворцово-парковый комплекс магнатов Пшездецких в Заславле имеет много общих черт с общеевропейской архитектурной традицией, что господствовала в Речи Посполитой в XVIII в. и была ориентирована на сформированный ещё до конца XVII в. во Франции идеал барочной аристократично-дворцовой резиденции типа "entre cour et jardin" (между двором и парком), распространённый крупнейшим французским архитектором Ш. Бланделем. В те времена освоение литовско-белорусской магнатерией культуры Запада было неотъемлемым условием принадлежности к элите общества.

Как это было распространено в стране в третьей четверти XVIII в., заславский дворцовый комплекс не являлся организующим центром городской среды. В то же время комплекс был административно-хозяйственным центром обширной территории Заславского графства. Традиционным приёмом для строительной практики того времени являлось использование подъездной дороги к дворцу Пшездецких (трассировка дороги – теперь ул. Советская) как объединяющей композиционной оси между дворцовым ансамблем и общей территорией города, что усиливало значение дворцово-паркового комплекса в городской среде.

До сегодняшнего дня в Заславле сохранились фрагменты дворцовых строений около железнодорожного вокзала и улицы Механизаторов, где размещалсялся крупный промышленно-хозяйственный комплекс с хозяйственными постройками, рыбными прудами, водолечебницей, строительными заводами, теплицами, конным заводом и сельско-хозяйственными угодьями. Наиболее ценным из уцелевших является здание дворцового Эрмитажа, расположенного в Верхнем парке при дворце Пшездецких (Дом детского творчества по улице Дачной).

В нём находилась дворцовая библиотека, картинная галерея и сцена для театральных выступлений во время крупных ярмарок, что проводились в Заславле четыре раза в год (согласно Привилегии, полученной от короля Антонием Тадеушем Пшездецким), и разных праздников.

Эрмитаж Пшездецких являлся композиционным и организующим центром Верхнего парка дворца Пшездецких, что размещался с левого фланга, и имел регулярный характер, формировался из небольших групп деревьев, многочисленных цветочных клумб, что окружали парковую архитектуру, фонтаны и скульптуру (и парк, и дворцовый комплекс обеспечивала водой водопроводная система, построенная из деревянных желобов). В Верхнем парке находились стационарные деревянные выставочные павильоны, в которых продавались сельскохозяйственная техника, продукция с хозяйств Заславского графства и, даже, художественные инструменты и произведения искусства.

На нижней площадке рельефа местности, сразу же за Верхним парком, был сформирован Нижний парк, который имел преимущественно пейзажный характер. Его пересекали липовые аллеи, речка Крыловка с притоками, и искусственные водные каналы. Из Верхнего парка в Нижний вела деревянная лестница. Вдоль дороги, что шла со старой части города параллельно фасадам дворца, дальше – за Верхним и Нижним парком, вытянутым прямоугольником в плане размещался фруктовый сад. В летний период по аллеям Верхнего и Нижнего парков расставляли на ровном протяжении между собой декоративные деревянные скамейки, а сами аллеи завершались оштукатуренными снаружи деревянными беседками.