+375 (17)no skype addon 544 11 52

Мы работаем:

9:00 - 17:00 кроме Пн.

Заслаўе

Историко-культурный музей-заповедник "Заславль"

История Заславля

Заславль в древние времена (X-XII вв.)

С далёкого прошлого люди обживали богатую на возвышенности и урочища землю Заславщины. Известно, что ещё в бронзовом веке на территории Заславля существовало небольшое поселение. Оно располагалось на правобережье Свислочи. Другим примером заселения является Лабенское городище, выявленное археологами в 3 км от Заславля около д. Лабенщина и отнесённое ими к раннему железному веку.

Основание и название города непосредственно связано с древним преданием о непокорной княгине Рогнеде (960?-1000), дочке правителя Полоцкого княжества Рогволода. Княгиня была силой взята в жёны новгородским князем Владимиром Святославичем (будущим крестителем Киевской Руси)  после захвата Полоцка и убийства его дружинниками княжеской семьи в 978 г. Согласно записям Лаврентьевской летописи, датированным 1128 г., с целью мести княгиня осуществила покушение на жизнь Владимира, которое завершилось неудачей.

По обычаям тех времён ей грозило покарание смертью от руки мужа. Спас её малолетний сын Изяслав (?-1001), который с мечом поднялся перед отцом. Владимир заменяет смертную казнь на изгнание и высылает Рогнеду вместе с сыном подальше от Киева, на окраину Полоцких земель.  Селит в верховьях Свислочи, в пограничной крепости, которую в честь смелого княжича называет Изяславлем. Сегодня руины этой крепости известны учёным, жителям города и посетителям историко-культурного музея-заповедника "Заславль" как городище "Замэчек".

Приезд княгини с сыном превратил город-крепость в административно-военный центр Полоцкой земли. И эту роль Изяславль сохранил и после отъезда Изяслава в Полоцк. Известно, что в 988 г., приняв христианство, Владимир передал Изяславу во владение Полоцкое княжество, и с этих времён им владели только потомки Изяслава, которые назывались "Рогволожими внуками. Размещение Изяславля на одном из ответвлений водного пути "из варяг в греки" содействовало развитию торговли. В город попадала продукция из соседних и далёких стран: оружие, керамическая посуда, дорогие византийские ткани, скандинавские фибулы и браслеты, стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы. В обмен вывозили богатства своей земли: ценные меха, мёд и воск. Появление крепости содействовало быстрому увеличению населения неукреплённого посёлка на берегу Свислочи, площадь которого в конце XI в. достигла 9-9,5 га. Жители селища занимались охотой и пахотным земледелием, торговлей и ремеслом, разводили животных, возделывали огороды.

Как и для других городов Полоцкого княжества, значительным событием в жизни Изяславля стало принятие христианства в качестве официальной религии. Летописное предание рассказывает нам, что после 988 г. Владимир Святославович, уже Креститель, предложил Рогнеде замужество за одним из своих бояр. Гордая княгиня и в этот раз отказала ему, а чтобы отказ оказался бесповоротным, она решила принять постриг под именем Анастасия и стала одной из первых посвящённых в веру Христову в Полоцком княжестве. Среди некоторых исследователей заславской старины распространена гипотеза об основании Рогнедой на Чёрной горе в Заславле монастыря, в котором княгиня и умерла, однако документально и археологически как  первая, так  и вторая гипотезы не подтверждаются.

На рубеже XI-XII вв. в планировке Изяславля произошли существенные изменения. Кольцевая крепость, основанная Владимиром. Святославичем, была покинута, а на правом берегу Свислочи, на месте, где через несколько столетий поднялся заславский замок, произошло строительство нового, более мощного детинца города. Эти изменения совпали с выделением Изяславской волости в удельное княжество, которое впервые упоминается в летописях под 1127 г. в связи с походом киевского князя Мстислава Владимировича на Полоцк. После жёсткой осады Изяславль был сожжён. Владел Изяславлем в это неблагоприятное время князь Брячислав. Во второй половине XIII в. он изведал настоящую катастрофу и пришёл в упадок. Жизнь Изяславля, в частности, на посаде, почти остановилась и долгое время была ограничена валами.

Заславль во времена Великого княжества Литовского (XIII-XVI вв.)

Во второй половине XIII в. город Заславль подвергся страшному разгрому и опустошению. Ужасный пожар  уничтожил почти всю застройку как на детинце, так и на посаде. Никаких летописных известий об этой трагедии до нас не дошло. Только археологические раскопки позволили нам узнать о ней.

Согласно историческим источникам, первым владельцем Заславля в так называемый литовский период истории Беларуси был Явнут Гедиминович – младший сын великого князя Гедимина. Все летописи, повествуя о событиях XIV в., сохранили известия о том, что сын великого князя Гедимина Кейстут, который владел западной частью государства (Жемойтью, Городенской и Берестейской землями), передал город Заславль своему младшему брату Явнуту в 1345 г. Произошло это событие при следующих обстоятельствах. Великий князь Гедимин передал власть в 1341 г. своему любимому младшему сыну Явнуту. С такой ситуацией не могли согласиться старшие братья – Ольгерд и Кейстут. Между братьями вспыхнула борьба за власть.

Ольгерд и Кейстут договорились действовать совместно, чтобы в один день войти в Вильно и захватить великокняжеский замок. Но Ольгерд не успел в Вильно в установленное время, и Кейстут вынужден был действовать самостоятельно. Двигаясь из Троков быстрым маршем, он захватил Вильно. Явнут, увидев опасность для себя, убежал на Турову гору. Проведя там ночь, он простыл и обморозил себе ноги (события происходили зимой в начале 1345 г.). Здесь Явнут был схвачен в плен и приведён к Кейстуту, который велел взять Явнута под охрану. Из-под охраны ему удалось уйти. Он бежал вначале в Смоленск, а затем в Москву к великому Семёну Ивановичу. Но через два года Явнут вернулся на Родину, помирился с братьями и получил во владение Изяславский удел.  Возможно из-за того, что отношения с братьями были сложными, он не стал пользоваться гербом великих князей "Погоня", а создал свой собственный герб с изображением льва.

Явнут (в крещении Иван) стал родоначальником князей Заславских или Жеславских. Он оставил после себя двух сыновей – Семёна и Михаила. О том, оставил ли после себя потомков Семён, неизвестно. Второй сын Михаил погиб в битве с татарами на р. Ворскле в 1399 г. У него остались два сына  - Андрей и Юрий. Когда началась феодальная война 1432-1439 гг. между Жигимонтом Кейстутовичем  и Свидригайлой, Андрей первоначально примкнул к Свидригайле, но затем изменил ему и перешёл на сторону Жигимонта. Свидригайло был разгневан таким предательством и в 1434 г. напал на Заславль, полностью выжег весь город и замок. Достоверность летописных известий полностью подтверждают результаты археологических раскопок. В культурном слое XV в. на территории замка были хорошо видны следы большого пожара, но после этого оборонительные сооружения были быстро восстановлены.

Андрей не имел детей, поэтому Заславль полностью перешёл к его брату Юрию, а затем к единственному сыну Юрия – Ивану, который владел городом до конца XV в. После смерти Ивана Заславль был поделен между его сыновьями – Михаилом, Фёдором и Богданом. Старший сын Михаил женился на княжне Юлиане Ивановне Мстиславской, отошёл от общественных дел, стал владельцем Мстиславля и после этого стал звать себя князем Мстиславским. У Богдана было 4 дочери, он умер в 1530 г. Ему принадлежала третья часть Заславля, которая и была разделена между сёстрами. У среднего брата Фёдора было две дочери. Одна из них умерла в молодости, а вторая, Анна, вышла замуж за виленского воеводу Яна Юрьевича Глебовича в 1537 г. В приданое Анна Фёдоровна принесла роду Глебовичей бóльшую часть имения Заславль. После смерти мужа Анна Фёдоровна выкупила себе оставшуюся часть города. В 1560 г. имение было полностью в её руках.

В 1562 г. в связи с  совершеннолетием сына Яна Яновича Глебовича Анна Фёдоровна передала ему все отцовские владения. 22 апреля 1583 г. он юридически закрепляет за собой право единолично владеть Заславлем. Род Глебовичей являлся одним из самых влиятельных в Великом княжестве. Магнат Ян Юрьевич Глебович был наследником известного литовского рода Монивидовичей (это утверждение оспаривается некоторыми исследователями). Он сделал отличную служебную карьеру. В 1528-1532 гг. он – витебский воевода, в 1532-1542 гг. – полоцкий воевода, в 1542-1549 гг. – виленский воевода, в 1542-1549 гг. – бобруйский и борисовский староста, в 1546-1549 гг. – канцлер Великого княжества Литовского. Из всех вышеперечисленных его должностей самой высокой была, несомненно, должность воеводы виленского. Воевода виленский занимал первое место в паны-раде – правительстве Великого княжества. Фактически Ян Юрьевич был премьер-министром Великого княжества. Также очень успешными были в имущественных отношениях три брака Яна Юрьевича. Особенно третий – брак с наследницей заславских владений Анной Фёдоровной Заславской. В результате этого брака Ян Юрьевич присоединил к своим значительным земельным владениям почти всё наследие князей Заславских. Очень важным было и то обстоятельство, что благодаря этому браку Ян Юрьевич породнился с великокняжеским родом Гедиминовичей.

Для истории Заславля важное значение имеет деятельность сына Яна Юрьевича от третьего брака – Яна Яновича Глебовича. Он родился в 1544 г. Получил отличное по тому времени образование. Владел польским, латинским, французским языками. Во время нападения московского войска на Полоцк зимой 1563 г. Ян Глебович принял активное участие в обороне древнего белорусского города. Историк Матвей Стрыйковский отмечает особое мужество девятнадцатилетнего юноши. Защитить город не удалось, и Ян Янович попадает в плен. Его приводят к Ивану Грозному. Он достойно держится на допросах перед царём. Вместе с другими пленными его отправляют в Москву, где он, несмотря на своё положение, собирает и передаёт полезную информацию на родину. Через несколько лет Ян Янович в результате обмена пленными вернулся в Великое княжество Литовское. В 1579 г. Ян Янович участвует в штурме Полоцка, а также в походе Стефана Батория на Великие Луки и Псков. При Яне Яновиче Заславль стал главной резиденцией рода Глебовичей. В это время древний город достиг наивысшего своего расцвета.

Заславль во времена Речи Посполитой (Республики) обоих народов (1569-1795 гг.)

После продолжительных переговоров в 1569 г. общий сейм в Люблине принял акт объединения Польской Короны и Великого Княжества Литовского в одно государство – Реч Посполитую (Республику)  обоих народов. Объединение с Короной позволило приостановить войну с московскими войсками и избежать физического уничтожения большинства населения,  а также  возродить хозяйство, но имело оно и  отрицательные последствия. Люблинская уния открыла путь широкому польскому влиянию. В этот период в новом государстве велась острая политическая и конфессиональная борьба. Путём сложных обменов и компенсаций с родственниками 22 апреля 1583 г. Жаславль – так тогда именовался город -  вместе с замком в наследственное имущество получил подскарбий земский и писарь ВКЛ (а с 1586 г. воевода Трокский) Ян Янович Глебович (1544-1590). Магнат имел намерение сделать Жаславль своей резиденцией, поэтому начинает кардинальную перестройку замка: расширяет его площадь, увеличивает высоту валов, усиливает оборону бастионной системой.

При помощи плотины на Свислочи замковый ров и призамковые низины заполняются водой, вокруг укреплений возникает искусственное озеро. Проезды в замок со стороны города и от реки защищаются каменными воротами. На внутренней площадке возводится парадный дворец и величественный протестантский храм (кальвинский сбор), поскольку Ян Глебович был последователем протестантского учения Жана Кальвина. Пережив исторические катаклизмы, храм чудом сохранился до наших дней. Он является высокохудожественным примером готико-ренессансного строительства. (Подробнее: городище "Вал" и бывший кальвинский сбор). Согласно своим убеждениям, Ян Янович покровительствовал кальвинистам и заботился о развитии в городе просвещения. Он наладил производство бумаги, на его продукции водяным знаком был герб рода Глебовичей – "Лелива". В начале 1570-х гг. в Жаславльский замок был приглашён известный гуманист, религиозный реформатор, кальвинист Симон Будный, который здесь закончил работу над переводом Библии на польский язык.

В период владения Я. Я. Глебовича особенного расцвета достигает производство керамических изразцов. Высоким вкусом и утончённостью выделялись гербовые изразцы, на портретных изразцах мастера с большой точностью передавали черты лица, детали одежды. Немного позже было освоено производство полихромных, покрытых разноцветной глазурью изразцов.

Ян Янович Глебович имел двух сыновей – Яна и Николая. Первый умер в молодости. После смерти отца Жаславль перешёл в собственность Николая Глебовича. Во время движения противодействия распространению протестантизма - Контрреформации  - Николай перешёл в католичество, отобрал замковый храм у кальвинистов и передал его католикам. Таким образом, кальвинский сбор был переосвящён в костёл св. Михаила Архангела. Кроме передачи католикам протестантского храма, М. Я. Глебович в 1625 г. строит в городе около рыночной площади деревянный костёл Рождества Пресвятой Девы Марии.

В XVII в. произошла новая трансформация названия города, связанная с полонизацией владельцев. Всё чаще в письменных источниках он называется Заславом. Строительство бастионного замка и каменного дворца позволило Глебовичам получить титул графов. Николай Глебович был первым из своего рода, кто употреблял этот престижный титул. Деревенские округи приобрели статус Заславского графства.

В 1654 г. Реч Посполитая вступила в продолжительную войну с Россией, которая получила название «кровавый потоп». Уже в 1655 г. русские войска оккупировали почти всю территорию Беларуси. Археологические источники свидетельствуют, что во время этой самой страшной войны в истории Беларуси, Заслав был сожжён, каменные замковые ворота и дворец целиком разрушены. Через брак с Кристиной Барбарой Глебович, внучкой Николая, Заславское графство перешло в собственность магната Казимира Сапеги, который умер в 1720 г. Владеть графством по достижении совершеннолетия начал его сын Ежи. Ежи Сапега неоднократно сдавал Заслав и Заславское графство в аренду. Временные хозяева не были заинтересованы в развитии города, стремились выжать из графства как можно больше прибыли наименьшими средствами. Застройка города постепенно приходила в упадок, население уменьшалось.

В 1753-1760 гг. город вместе с Заславским графством приобрёл у Сапегов войт минский, референдарий литовский, а с 1764 г. подканцлер Великого княжества Литовского Антоний Тадеуш Пшездецкий (1718-1772). В конце своей жизни он приступил к строительству костёла Рождества Пресвятой Девы Марии на месте деревянного, поставленного на рыночной площади (совпадает с современной городской) ещё Николаем Глебовичем. О том, какое значение придавал городу и храму один из наиболее влиятельных магнатов Речи Посполитой, рассказывает его завещание: "Но, если смерть моя настанет в Литве (Великом Княжестве Литовском – прим. Ред.), тогда тело моё должно быть погребено без всякой спеси в склепе Заславского костёла, который я построил для семьи своей." 
 

Необходимо разъяснить, что к приобретению заславского графства Пшездецкие двигались целенаправленно не один десяток лет, начиная с аренды, которая была осуществлена ещё в 1693 г. Александром Пшездецким. Получение в собственность графства было для рода Пшездецких делом престижа. Завершение строительства барочного костёла, который сегодня, будто торжественная ширма, возвышается над городской площадью и удивляет гибкой пластикой главного фасада, его отделка, а также возведение родового гнезда – уникального для истории и культуры нашей страны дворцово-паркового комплекса – выпали на долю сыновей Антония Пшездецкого Михаила и Доминика. К сожалению, этот дворцово-парковый комплекс почти окончательно разрушен в XX в.

Согласно собственным задумкам Михаил Пшездецкий построил в Заславе кирпичный завод, заводы по производству черепицы, извести, суконную фабрику. Среди наиболее значительных хозяйственных достижений Пшездецких – разведение и успешная торговля лошадьми арабской и английской породы с Заславского конного завода, который пользовался широкой известностью. Лошади из усадьбы Пшездецких отмечались медалями на разных мировых выставках. Ещё его отец Антоний Тадеуш Пшездецкий получил право для Заславского графства на проведение ярмарок, которое было утверждено королевской привилегией от 1772 г. Во время правления его сыновей заславские ярмарки собирали до 20700 участников при количестве городского населения всего около 200 человек. Несмотря на все успехи Пшездецких на протяжении XVII-XVIII вв. Заслав постепенно утрачивал такие значительные для города функции, как административная и военная, превращаясь скорее в известный культурный центр Речи Посполитой. И хотя Заслав юридически сохранял статус города, по существу он трансформировался в местечко. С момента вхождения в состав Российской империи статус местечка стал официальным.

 

Заславль во времена Российской империи (конец XVIII - начало XX вв.)

22 июня 1793 г. парламент (сейм) Республики обоих народов на заседании в Гродно дал согласие на второй раздел страны. В результате такого решения вся Центральная Беларусь, в том числе Минск и его окрестности, оказались в Российской империи. Вскоре после второго раздела государства в Кракове  вспыхнуло восстание под руководством Тадеуша Костюшки. Быстро восстание перебросилось на Беларусь, главным образом на Гродненщину, бои с царскими войсками происходили также на территории Минской губернии. В 1794 г. относительно недалеко от Заславля, в околицах Молодечно, Ракова, Воложина, действовал отряд восставших под руководством Михаила Клеофаса Огинского – композитора, автора прославленного полонеза "Прощание с Родиной".

Век XIX

В июня 1812 г. французские войска под командованием маршала Даву прошли через Заславль и вошли в Минск. Маршал Даву сразу же обратился к местному населению с просьбой помогать французским войскам, аргументируя это обращение тем, что император Наполеон Бонапарт после победы над Россией восстановит независимость Речи Посполитой. Поэтому известно, что призыв маршала Даву вызвал прилив энтузиазма среди шляхты, интеллигенции и мещанства во всём крае, в том числе и в Заславле. Был создан Минский департамент Великого княжества Литовского, который состоял из представителей местной шляхты. Комитету передавалась вся полнота власти в Минске и его окрестностях. Полицмейстром Минска был избран граф Кароль Пшездецкий, который на свои собственные деньги снарядил два (!) полка уроженцев Беларуси для наполеоновской армии.

Поход Наполеона Бонапарта на Москву закончился полным разгромом армии и её бегством из России. 12 декабря 1812 г. царское правительство издало манифест, в котором была объявлена амнистия всем подданным Российской империи, кто каким-либо образом сотрудничал с французами. Те из российских поданных, кто принял участие в походе Наполеона и затем убежал с ним за границу, не подлежали амнистии. Таким образом Пшездецким удалось сохранить в своих руках поместье Заславль.

На протяжении ХІХ в. несколько раз менялись владельцы города Заславль. В 1827 г. Пшездецкие продали имение Михаилу Прушинскому – подкаморию  Игуменскому. В начале 1830-х годов с новой силой поднялось национально-освободительное движение на Беларуси. В конце марта 1831 г. вспыхнуло восстание против царского режима и быстро охватило территорию Гродненщины, Виленщины и Минщины. Одним из руководителей восстания на Минщине был  вышеупомянутый Кароль Пшездецкий, а активным участником восстания – Прот Прушинский, родственник Прушинских из Заславля.

В древнем Заславле нашёл своё последнее пристанище известный общественный деятель и писатель Ян Борейко Ходько. В 1851 г. он был похоронен на заславском кладбище. К сожалению, могила Яна Ходько не сохранилась до наших дней и отсутствуют известия в письменных источниках о её месторасположении. Ян Ходько относится к числу одного из самых прославленных наших предков. Он – свидетель национально-освободительного восстания Тадеуша Костюшко, участник похода Наполеона Бонапарта, активный член общества филоматов и филоретов, участник восстания 1830-1831 гг., первый масон на Беларуси и активный член масонского движения, автор 12-томного собрания "Pisma rozmaite" и многих других сочинений.

Существенное влияние на жизнь местечка оказал губернский Минск. Транспортировка различных грузов и перевозка пассажиров по тракту Минск-Вильня, который проходил недалеко от Заславля, были важным источником доходов для жителей. В 1874 г. через Заславль прошла первая коммерческая железная дорога в Российской империи – Либаво-Роменская. Она соединила зерновые районы Украины и Центральной России с портом на Балтийском море. Строительство железнодорожного пути значительно изменило внешний облик местечка, но по-прежнему главными архитектурными доминантами оставались культовые сооружения: кальвинский сбор (сейчас Спасо-Преображенская церковь) и костел Рождества Пресвятой Девы Марии (тогда Рождества-Богородичная церковь). В начале XX в. некоторые изменения происходили в занятиях населения. Появилась группа железнодорожных рабочих, увеличилось число торговцев, учащихся, в том числе и из окрестностей Заславля.

Необходимо отметить значительное развитие в Заславле во второй половине XIX в. – начале XX в. учреждений просвещения. Первое народное училище было построено в 1863 г. В 1887 г. в Заславле открылась церковно-приходская школа. Большая заслуга в деле церковного образования в местечке принадлежит священнику Спасо-Преображенской церкви Антонию Ленскому. При церковно-приходской школе стараниями отца Антония Ленского было создано для учащихся образцовое во всей губернии общежитие. Дело отца Антония продолжил отец Пётр Сущинский. Благодаря его стараниям в Заславле в 1904 г. была открыта второклассная церковно-приходская школа. Но в связи с революционными событиями она была закрыта. Существовала в Заславле и начальная еврейская школа – хедэр. В Заславле согласно переписи 1908 г. проживали 491 мужчина и 496 женщин. Насчитывалось 14 лавок, в которых торговали различными мелкими товарами. Также в Заславле существовали одна винная и две пивные лавки. В 1901 г. житель Заславля Соломон Штейнберг получил разрешение на строительство крахмального завода. Завод расположился недалеко от костёла Рождества Пресвятой Девы Марии (в то время церкви Рождества Богородицы). Из-за протестов священника завод был перенесён на новое место и переоборудован в паровую мельницу. Его новым владельцем стал житель Заславля И. Я. Мехедко-Савицкий. В наше время это здание является главным объектом этнографического комплекса "Млын (Мельница)" в музее-заповеднике.