+375 (17)no skype addon 544 11 52

Мы работаем:

9:00 - 17:00 кроме Пн.

Заслаўе

Историко-культурный музей-заповедник "Заславль"

Детский музей мифологии и леса

Когда-то в глубокой древности, имеются в виду языческие времена нашей истории, взгляд предков белорусов на окружающий мир определила первозданная природа. Поселения и городища наших пращуров поднялись на лоне огромных лесных массивов, по берегам озёр и рек, посреди почти непроходимых болот. Сегодня трудно догадаться, насколько непролазными были древние лесные просторы, какой богатой и разнообразной была их флора и фауна, насколько кровожадно вели себя хищники.

С одной стороны, лес стал домом для человека того времени и позволил ему выжить в довольно суровых обстоятельствах существования. Наши предки охотились, занимались собирательством и земледелием, из дерева строили жилища и укрепления. С другой стороны, лес для наших предков являлся и главным врагом. Он время от времени наваливался опустошительными пожарами и ураганами, желал уничтожить пахотные земли, пугал грозами и таинственными звуками, беспощадными хищниками и коварной трясиной. Множество явлений окружающего мира казалось архаичному человеку непонятным. Но это не означает, что он не стремился их объяснить, так сказать, перевести на язык человеческого понимания. И тем более не означает, что ему это не удалось. Постигнуть природу, найти гармоничные средства сосуществования с ней было для первобытного человека и жизненной необходимостью, и образом мышления. И он использовал свою внимательную наблюдательность к природе и богатую человеческую фантазию. Так рождалась белорусская народная мифология.

В центре представлений архаичного человека о мироздании находилось так называемое Мировое Дерево. Пращуры считали, что его крона держит небосвод, ствол растёт от земли до неба, а корни уходят в подземелье или преисподнюю. Согласно этому, и всё пространство по вертикали разделялось на три уровня. Поднебесье заселяли высшие языческие божества, такие как Род, Перун, Велес, Лада – представители высшей мифологии белорусов. В кроне селились птицы. Особенным людским уважением и приближённостью к богам пользовались пернатые хищники, например, соколы. Что касается места человека, то он ассоциировал себя со стволом, к которому относил также и парнокопытных животных. До корней были понижены медведь, волк и все те звери, которые копают норы. Преисподняя же кишела змеями, лягушками и всякого рода бесами – представителями низшей мифологии белорусов. Последние и представлены в Детском музее мифологии и леса, который открылся на базе музея-заповедника "Заславль" в сентябре 2005 г.

Экспозиция музея состоит из двух частей – зоны реального леса, где представлены чучела зайца-русака, рябчика, енотовидной собаки, куницы, белки, канюка обыкновенного, сойки, дрозда-рябинника, дрозда певчего, синицы, ласточки, и зоны мифологической, образными доминантами которой являются скульптуры вурдалака, лесного дедка, лесовика, водяного и домового. Все персонажи расположены в характерной для них среде. В музее использован театральный приём цветной подсветки и звуковое сопровождение экскурсий.

С точки зрения воспитания Детский музей мифологии и леса очень актуален в наше время. Как, например, объяснить человеку с топором в руке, что за порчу дерева наши языческие предки могли жестоко покарать – для них убийство дерева приравнивалось к убийству человека? Нужно об этом рассказывать детям или нет? В период глобальных экологических кризисов безусловно!

Детский музей мифологии и леса призван создать атмосферу обожествления природы и донести до зрителя уникальность нашей древней культуры.